Самопрезентация как проявление профессиональной идентичности и образа профессионального будущего - Статьи

Добро пожаловать на сайт кафедры социальных коммуникаций!

Все о магистратуре "PR и реклама в системе новых медиа"

В Томске весна еще только ожидается, а в Ботаническом саду ТГУ всегда царит лето!

29.06.2010

Самопрезентация как проявление профессиональной идентичности и образа профессионального будущего

Авторы: Е.А. Спивакова, В.Н. Петрова
Томский государственный университет

В статье рассматриваются вопросы профессионального становления в контексте профессиональной и личностной самоидентичности. Критерием самоидентичности является специфика самопрезентации. Предлагается модель анализа особенностей самопрезентации как проявления самоидентичности в трудовой деятельности.

Важнейший для человека процесс поиска и обретения себя, процесс его персонального самостановления – это вечный диалог с миром и самим собой. Размышляя об образе себя и о праве быть собой, мы неизбежно соотносим себя с другими людьми, а также с тем обществом, в котором мы живем.

Самопрезентация есть средство формирования образа Я. Она, как бы, исходит из социальных стандартов, которые формируются в обществе. Это разграничение реального и идеального образа, создание модели поведения, которая на данный момент соответствует исполняемой роли, имиджу, социально приемлемой модели. Таким образом, возникает проблема, связанная с тем, как отражается идентичность человека в том образе, который он предъявляет другим людям.

Для психологии изучение особенностей самопрезентации как проявлении идентичности человека является важной теоретической и научно-практической задачей, так как от ее решения зависит более глубокое понимание человека, его поведения и его взаимоотношений с социумом.

Понятие идентичность имеет множество значений и подходов в силу сложности и многогранности данной проблемы. В общем смысле понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру [2]. Можно отметить, что большинство авторов различных теорий идентичности, так или иначе, отмечали, что её развитие - процесс активного и реального взаимодействия человека с окружающим миром. В связи с этим возникает вопрос об особенностях самопрезентации человека во взаимоотношениях с другими людьми как проявлении его идентичности.

Существуют различные исследования и взгляды на феномен самопрезентации. Так самопрезентация рассматривается как стремление к заполучению определенного вида власти, как средство подтверждения образа «Я» и поддержания самооценки, как поведенческая реализация мотивации достижения или избегания неудач, самопрезентация как «театральный акт», самопрезентация как управление впечатлением.

Самопрезентация или самореклама является одним из наиболее распространенных и наиболее древних видов рекламной деятельности. Занимаясь самопрезентацией, человек стремится:
1) в условиях конкуренции выделиться среди тех людей, которых он оценивает как равных себе;
2) представить себя как человека, равного по статусу тем, кто достиг какого-либо значимого успеха и, возможно, даже является законодателем некой моды (социальной нормы поведения);
3) продемонстрировать себя в наиболее выгодном свете, создать достойный образ, понравиться окружающим [3, 58].

В первом случае человек демонстрирует нестандартное поведение. Во втором – полное соответствие сложившимся эталонам поведения, нормам, при условии, что они являются значимыми для него. В третьем – он старается работать над собственным имиджем, независимо от наличия конкуренции. В любом случае в основе поступков человека лежат одни и те же психологические механизмы и, по сути дела, одна и та же мотивация [3].

Идентичность человека тесно связана с его отношениями с другими людьми, и их восприятием человека. Так, Мартин Бубер [5] писал, что в человеческом обществе, на всех его уровнях и во всех слоях, люди на практике повседневной жизни в той или иной степени подтверждают друг друга в личных качествах и способностях, и общество может определяться как человеческое лишь в той мере, в какой его члены подтверждают друг друга. Основа человеческой жизни среди людей двуедина – это желание каждого человека быть подтвержденным другими людьми таким, как он есть, и даже каким он способен стать; а также естественная способность каждого человека подтверждать подобных себе в этом отношении.

Таким образом, важную роль в процессе персонального самостановления играет общество. У каждого общества есть нормы, нарушение которых карается. Общество также использует неписанные законы, оно имеет множество рычагов влияния на своих членов и тем самым задает рамки, в которых отдельный человек имеет право быть таким, какой он есть и делать то, что он хочет. Функция социума – подкреплять то, что является для него желательным, и наказывать иное. Большой силой воздействия обладают «веяния времени»: определенные тенденции в моде, в ожиданиях, во взглядах, представлениях о современном или устаревшем. Открытость в отношениях  друг с другом в рабочем коллективе, семье, школе часто регламентируется неписанными законами, которые определяют, как далеко человек имеет право зайти в этой открытости [4].

Можно сказать, что процесс обретения и поиска себя неизбежно связан с конфликтом между Я и обществом, потому что для формирования Я, с одной стороны, требуется ограничение себя от других, а с другой – Я и общество обуславливают друг друга и в известном смысле являются неразделимыми. Появляется напряженное поле между интимным и общественным, между ограничением и открытостью, между Я и Ты, между разносторонней зависимостью человека от общества и стремлением от этой зависимости освободиться. Подобное напряжение нередко становится причиной страха перед жизнью в обществе: « Если другие, увидев меня, поймут каков я на самом деле, – будут ли они ценить, любить и уважать меня?  Могу ли я сам любить себя, если другие меня не любят? В какой степени я должен подстраиваться к другим?» [4].

Поэтому, чтобы стать самим собой, нужно сначала увидеть самого себя и составить картину себя, что становится возможным благодаря определенной внутренней и внешней дистанции по отношению к собственным чувствам, решениям, действиям. А для того, чтобы установить эту дистанцию по отношению к самому себе, требуется встреча с другим человеком. По контрасту с другим становится отчетливое своеобразие Собственного. И если теперь человек соотнесется с этим Собственным и начнет также уважать Собственное другого человека, то станет возможной истинная Встреча. Достигнув такого зрелого уровня бытия собой, человек может хорошо вписаться в социальный контекст, а именно – свободно оставаться собой в поле отличающегося от него другого.

Состоявшееся самостановление, таким образом, означает бытие собой с чувством внутреннего согласия и с данным себе разрешением быть таким, какой я есть, несмотря на все отличия от других. Не нужно прятать, скрывать свое, можно предстать перед другими, не стыдясь за свои мысли, чувства, за свою биографию, идеалы, цели. Человек способен стоять за себя, смотреть самому себе в глаза и не бояться быть самим собой перед другими. А это возможно только тогда, когда при всей верности себе адекватно относишься также и к другим, предоставляя и им возможность быть самими собой [4].

Игнорирование собственного, перешагивание через свое Я вызывает страдание. Не важно другие или ты сам сделал это. Для человека важно утверждать и отстаивать собственное. Но не обижу ли я при этом другого? Не буду ли сам обижен несправедливым обесценивающим отношением? В каждой ситуации для человека важно получить ответ на вопрос: имею ли я право быть таким? Решив для себя вопрос «имею ли я право?» положительно, человек может быть более защищен перед лицом людей, которые также выносят свои суждения о нем.
Рассмотренная проблема имеет свое отражение и в профессиональной деятельности. С развитием общества и экономических отношений работа многих сотрудников по критерию сложности начинает сравниваться с творческими видами деятельности и научными исследованиями. Орудия производства большинства работников – это люди, с которыми он работает. Работа с людьми требует от него целого ряда специфических качеств, которые составляют общую профессиональную компетентность. Исследователи выделяют среди них такие качества, как этичность, коммуникабельность, умение слушать, контактность, командная ориентация, добросовестность, рассудительность, результативность, настойчивость, уверенность в себе, преданность организации и деловая ориентация [1].

В контексте рассмотренной проблемы целесообразно выделить в самопрезентации сотрудников три основных аспекта:
1. функциональный (отражает соответствие выполняемой деятельности внутренним склонностям человека, сформированность профессиональной позиции);
2. социальный (отражает общительность, способность устанавливать личный контакт с людьми, способность создавать желаемое впечатление);
3. духовный (отражает жизненные смыслы человека).

Таким образом, можно сказать, что особенности самопрезентации являются проявлением идентичности человека. Для более глубокого понимания человека, его поведения и его взаимоотношений с социумом является важным понять, как отражается идентичность человека в его образе, который он предъявляет другим людям, в особенностях его самопрезентации. Это немаловажно и в профессиональной деятельности. От того, как работник сможет увлечь клиента, партнера, покупателя, заставит обратить на себя внимание зависит его дальнейшая карьера. Деятельность сотрудника, его поведение, безусловно, отражаются не только на его имидже, но и на имидже организации в целом. Можно сказать, что профессиональная идентичность проявляется в способности к самопрезентации как неотъемлемой составляющей их профессиональной компетенции.

Результаты наших эмпирических исследований также говорят о том, что наблюдается достоверная статистическая зависимость между уровнем сформированности, реалистичностью, оптимистичностью, детализированностью образа профессионального будущего и характером самопрезентации в профессиональной деятельности, а также готовностью к профессиональной самореализации. Обе эти характеристики в сумме является критерием зрелости личности, характеристикой ее субъектности.

Литература
1. Авдулова Т.П. Психологические основы менеджмента. Учебно-методическое пособие. – М., 2005.
2. Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США.: Сб. науч. тр./ Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.Н. Брюшинкина. – Калининград, 2003.
3. Лебедев-Любимов А.Н.  Психология рекламы. 2-е изд. – СПб., 2006.
4. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: Перевод с нем./ Вступ. ст. С.В. Кривцовой. М., 2006.
5. Лэйнг Р.Д. «Я» и Другие/ Перевод с англ. Е. Загородной. М., 2002.

Категория: Connect-Универсум 2009

Вернуться к списку статей

© Томский государственный университет, Факультет психологии, Кафедра социальных коммуникаций. 2010 г.
Разработка сайта: РосБизнесДизайн