Телевизионное конструирование реальности: постановка вопроса о массмедийном смыслопорождении и демонстрация конструкции - Статьи

Добро пожаловать на сайт кафедры социальных коммуникаций!

Обновлена информация о магистерской программе "PR и реклама в системе новых медиа"

Студенты кафедры работают над созданием креативных роликов

25.06.2010

Телевизионное конструирование реальности: постановка вопроса о массмедийном смыслопорождении и демонстрация конструкции

Автор: Е.А. Филиппова 
Самарский государственный университет путей сообщения

Сегодня многие проблемы социальной коммуникации связываются с работой средств массовой информации. Массмедиа являются механизмом производства смыслов. Результат этого смыслопорождения представляет собой конструкции и эффекты реальности, не обладающие (в метафизическом понимании) самобытностью. В статье рассмотрен такой жанр массмедиа, как телевидение. Описана одна из конструкций реальности, которая создает эффект присутствия. Дано определение массмедиа, его конструкций и эффектов как особой смыслопорождающей оптики, формирующей фоновое знание о реальности.

В конце девяностых годов прошлого века известные канадские политологи Дэвид Кук и Артур Кроукер отметили, что телевидение есть «…социальный аппарат, врывающийся в общество как символическая культура, действующая как симулякр электронных образов, преобразующих все в демиургический мир рекламы и власти. Телевидение – это реальный мир постмодернизма» [2, 268]. На наш взгляд, такое определение телевидения дает точную характеристику приоритетности массмедиа в отношении формирования современной символической культуры, вскрывает проблему власти информации над общественным сознанием и маркирует современную проблематику конструирования социальной реальности, связанной с формированием и потреблением тех или иных смыслов.

На последнем аспекте хотелось бы остановиться подробнее. Взяв вышеизложенную дефиницию телевидения, свяжем свою исследовательскую задачу с поиском некоторых принципов массмедиа в отношении их способности конструировать социальную реальность. Завершим исследование демонстрацией телевизионной конструкции реальности, объяснив ее смысл и назначение.

Итак, свое исследование начнем с постановки следующих вопросов: что представляют собой массмедиа как порождающий механизм и чем является результат их работы? Мы считаем, что эти вопросы связаны с аспектами реальности, поскольку первое, что можно сказать о массмедиа - они каким-то образом связаны с ней. Следовательно, вопрос также кроется и в том, как они соотносятся с самой реальностью? Начнем с того, что постмодернистская реальность, частью которой являются массмедиа, принципиально отличается от самобытной реальности. Самобытная реальность определяется тем, что она существует сама по себе, поэтому для своего существования ей не требуется ничего иного. Из этого следует, что все несамостоятельное утрачивает статус самобытности. В отличие от самобытной реальности, такая реальность постмодернизма, как телевизионная, является актуальной (возможна лишь при определенных условиях), нуждается в специальном оборудовании. Такой деонтологизированный статус придают ей конструирующие механизмы. Поскольку реальность в качестве самобытности транслироваться не может, то она симулируется или, иными словами, передается в качестве конструкции реальности. Эти конструкции не обладают свойствами вещной реальности: они не целостны, не объемны, не имеют цвета, запаха и тд. Поэтому реальный мир постмодернизма – это, в том числе, и сам процесс, под которым можно понимать уход от вещной реальности в область конструкций и симулякров реальности.

Несомненно, реальность постмодернизма меняет метафизическую парадигму чувствительности, что приводит, по мнению Ж. Бодрийяра, к тому, что «осязаемость больше не является ограниченно присущей прикосновению. Она просто обозначает эпидермическую близость глаза и образа» [1, 81]. Это означает, что человек постмодернизма - наш современник, желающий познать реальность, больше не нуждается в прикосновении к ее самобытности. Теперь он может связываться с реальностью при помощи механизмов, но таким образом связь осуществляется не с самой реальностью, а лишь с ее знаком. Одним из таких механизмов является телевидение.

Можно сказать, что телевидение - это многоуровневая оптика, так как она состоит из технической и смыслообразующей (нетехнической) оптических систем. Так, с одной стороны, телевидение представляет собой специальные телекоммуникационные механизмы, а с другой - и это очень важно – систему, которая особым образом фокусирует события и организует из этого смыслы. Поэтому телевидение – это, прежде всего, система, состоящая из механизмов и людей, которые управляют этими механизмами, транслируют сведения о реальности, а также участвуют в формировании этих смыслов. И к ним относятся не только работники СМИ, но и имиджмейкеры, политтехнологи, крупные бизнесмены и политики. Вот почему массмедиа – это «третья власть», мощь смыслоообразования которой определяется всеохватностью ее воздействия на различные стороны социальной реальности. Разумеется, поэтому обыватель или зритель имеет дело не с самой (с самобытной) реальностью, а лишь с информацией о ней, представленной структурой ракурсов. Работа телевидения по созданию и передаче смыслов – это то, что делает телевидение медиумом в прямом значении этого слова.

Поскольку массмедиа являются механизмом, позволяющим воспроизводить смыслы, которые пользуются спросом, то речь идет и о проблемах потреблении этих смыслов. И здесь, на наш взгляд, особую роль играет проявление особых свойств «медийности» системы «зритель-и-массмедиа», заключающихся в том, что и сам обыватель выступает медиумом телекоммуникативных систем, поскольку, в первую очередь, испытывает потребность в тех или иных смыслах, и лишь поэтому, их потребляет. Массовость смыслопорожденного телевидением результата, его доступность говорит о том, что сегодня реальность в качестве особой структуры смыслов необходима и востребована.

На наш взгляд, еще одной интересной особенностью постмодернистской реальности является противоречивость представлений о ее референтности. Речь идет о том, что постмодернизм, осуществивший деконструкцию онтологических принципов классической философии и объявивший о смерти Творца, видимо, незаметно для самого себя сам стал Творцом, в частности, своих симулякров, с тем лишь отличием, что не считает себя таковым, а значит, и не несет за них никакой ответственности. Речь идет о компьютерных программах, художественных фильмах и мультипликации. С другой стороны - это в большей степени касается документального кино - массмедиа не реферируют, не передают самобытную реальность, а лишь формируют сведения о ней. В этом смысле массмедиа самореферентны.
Но именно вопрос творческой реализации участников формирования сведений о реальности сбивает с толку. Медиа опосредованы, значит, они имеют прямое отношение к деятельности человека, и в частности, к его творчеству. Это говорит о том, что отрицать референтность человеческих творений в полной мере, пожалуй, нельзя.

Двойственность и обманчивость «несотворенной» телевизионной реальности заключается в том, что зритель видит ракурс, который предложен оператором (режиссером) и не понимает главного, а именно того, что видит он именно то, что ему предложено. Именно предложенное в качестве обозрения является единственной отправной точкой для наблюдения, в то время как самобытная реальность «предложила» бы гораздо больше вариантов. Поэтому чужую точку зрения на тот или иной момент реальности, зритель принимает за свою собственную. Мысли о том, что за него увидели и предложили готовую точку зрения на увиденное, у зрителя может и не возникать. Именно поэтому он не задумывается над тем, существует ли в действительности предложенная ему информация о реальности. Он лишь понимает то, что получает информацию о событии, у которого как будто нет автора, оно документально и, следовательно, реально. Особенно это касается той информации о реальности, с которой мы имеем дело в репортажах, телевизионных интервью, документальных фильмах. Речь ведь не ведется о художественном воспроизведении реальности, куда привносятся идеи автора, которые зритель понимает как таковые. Но следует отметить, что творческий замысел документальных сюжетов очень прозрачен. Это и сбивает с толку. Зрителю остается просто верить, что увиденное им по телевидению действительно существует где-нибудь как реальное. И дело не в том, что информация о самобытной реальности искажается. Речь о том, что какой-либо момент реальности подается особым образом, продуман для его показа. А иногда, кстати говоря, бывает и действительно выхваченным из общего смыслового контекста той или иной реальной ситуации. Таким образом, зритель имеет дело не с самой реальностью, а с информацией относящейся к ней.

Но главным - и мы это подчеркиваем - в построении телевизионных конструктов реальности все же является то, что передается и как это делается. И вот почему. Поскольку конструкция смыслопорождения нуждается в понимании ее как реальности, то она должна быть подана в качестве таковой и никак иначе. Это значит, что информация о самобытной реальности «собирается» путем подбора ракурсов, а затем структурируется в систему смыслов, создающих о ней, о реальности, необходимое кому-либо представление. Процесс, который был только что описан, представляет собой массмедийное конструирование реальности.

А теперь, как было заявлено ранее, перейдем к демонстрации самой телевизионной конструкции реальности. Ее можно назвать эффектом присутствия. Продемонстрировать телевизионную конструкцию реальности в нашем случае становится возможным посредством фиксации структуры смыслов, обнаруженных в сюжетной линии. Здесь мы говорим о том, что пытаемся ухватить, зафиксировать в мысли то, что увидели и поняли как смыслообразование, созданное телевидением. Итак, приступим, к демонстрации. Сюжет таков. На экране ТВ идет фильм. Телезритель, находящийся, разумеется, по эту стороны телеэкрана, наблюдает за движением автомобиля в фильме. В автомобиле, который он видит, находятся два разговаривающих между собой человека. Кроме того, видна дорога, по которой движется автомобиль, и мелькающие объекты: деревья, прилегающие к дороге постройки. Все это движение демонстрируется так, будто машина движется далеко, поскольку виден и сам автомобиль и объекты, мимо которых он движется. В то же самое время телезритель слышит голоса героев сюжета, которые находятся в движущемся по трассе автомобиле. Здесь мы, как комментаторы сюжета, прервемся, поскольку завершаем свой показ сюжета как описание действий, увиденных на телеэкране, и переходим к его философскому описанию, демонстрируя сюжет в качестве массмедийной конструкции реальности.

Итак, что представляет собой та самая, обещанная, конструкция реальности? Она заключается в следующем. Эта конструкция представляет собой модель, состоящую из смотрящего зрителя и ракурсов увиденного им телесюжета. Если бы описываемое здесь событие фиксировалось в самобытной реальности, то есть было бы реальным наблюдаемым событием, то, несомненно, присутствие во время диалога внутри машины и одновременное наблюдение за движением автомобиля извне было бы совершенно невозможно. Но несмотря на то что в самобытной реальности находиться одновременно в двух различных точках пространства невозможно, все же в данном случае речь об искажении реальности как таковой не ведется. Дело в том, что информация о реальности не искажается, а лишь подается сразу в двух ракурсах, каждый из которых является прозрачным для наблюдателя (зрителя). Возможности телевидения позволяют ему воспроизвести (сконструировать) пространственно-временной синтез нескольких реальных ситуаций. Что это дает? Такая демонстрация реальности позволяет зрителю быть участником события, то есть (разумеется, в некотором смысле) присутствовать вместе с героями в изображаемом мире и одновременно фиксировать другие события, так или иначе связанные с сюжетом. Таким образом, ощущение вовлеченности в сюжет создает у зрителя эффект присутствия.

С другой стороны, одновременный обзор двух различных ситуаций позволяет устранить такое же число неопределенностей. Таким образом, чем больше информации о реальности получает зритель, тем более прозрачной для него становится обозреваемая телевизионная ситуация. Это позволяет зрителю выстраивать предположения о дальнейшем развитии сюжета. Из вышесказанного следует, что телевизионная конструкция реальности как массмедийный продукт создает эффекты реальности, в которых становится возможным смыслополагание двух различных в онтологическом плане реальностей: самобытной реальности зрителя и симулятивной реальности телегероев.

Итак, мы подходим к завершению анализа некоторых аспектов конструирования реальности. Можно сделать следующие выводы, и тем самым, ответить на поставленные вопросы, связанные с определением массмедиа и результатов их работы. Мы считаем, что массмедиа представляют собой особую сферу производства смыслов. Под массмедийной оптикой можно понимать следующее:
- систему, состоящую из механизмов, инструментов и приборов в совокупности с самим персоналом массмедийной сферы производства. Специфика этой системы заключается в том, что она направлена на создание конструкций и эффектов реальности. Примером такой оптической системы является телевидение;
- сам процесс массмедийного конструирования и передачи смыслов. Так, выбор ракурса того или иного реального события и последующая его демонстрация является оптикой;
- конструкции реальности и ее эффекты.

Приведенный здесь пример массмедийной конструкции реальности не единственный в огромном пространстве возможностей телевидения. Но он, на наш взгляд, достаточно убедительно показывает, что сегодня реальность понимается совершенно иным, деонтологизированным образом, что не делает ее менее реальной для обывателя. В этом, на наш взгляд, кроется одна из самых основных особенностей мира постмодернизма, в который мы входим в качестве зрителей, - принимать за реальность то, что не является самобытно реальным.

Литература
1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.
2. Kroker A., Cook D. The postmodern scene: Experimental culture and hiper-aesthetics. - Macmirall, 1988.



Категория: Connect-Универсум 2009

Вернуться к списку статей

© Томский государственный университет, Факультет психологии, Кафедра социальных коммуникаций. 2010 г.
Разработка сайта: РосБизнесДизайн